УРОКИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ — ЗАНЯТИЕ 5

Автор: | 01.09.2017

ПРИЗВАНИЕ ПИСАТЕЛЯ    «Не знаю, почему так получается, что сестрой таланта оказывается нужда»   Петроний.     Многие люди считают, что писателем надо родиться. Это не так. Писателями не родятся — ими становятся. Но, внезапное пробуждение писательских склонностей в любом человеке никогда не является неожиданным. Склонность к писательству вынашивается годами, и только, после длительной внутренней подготовки может проявиться под действием какого-либо незначительного события. Как говорят некоторые писатели, ощущение такое, что прорывается какой-то родник внутри тебя и день, когда родник забил впервые, является самым прекрасным в жизни. Не каждый писатель или поэт может точно назвать календарный день этого ошеломляющего события. Но это явление нисходит на душу, как весна, как первая любовь. Внезапно перед человеком открывается новый, обновлённый мир, окрашенный во все цвета радуги. И этот мир, как бездна, как океан полностью поглощает мысли и чувства, а иногда даже и жизнь человека. Особенно это касается поэтов.   Поэты расцветают рано, в тот период жизни, когда чувства ещё свежи, когда всё вокруг кажется новым и необычным. Молодость всегда лирична и самоуверенна. Она считает весь мир своей собственностью, думает, что всё в нём существует, открыто только для неё и ради неё. И часто этот эгоизм, этот разрыв между желаниями и возможностями, приводит поэтические натуры к печальному концу. Поэты рано раскрывают свой творческий потенциал и, иногда до тридцатилетнего возраста, они дают всё, что могут дать. Примеров много. Это и М. Лермонтов, погибший в 27 лет, и С. Есенин, доживший до 30-летнего возраста, и Шелли, умерший в возрасте 29 лет. Адам Мицкевич творил всего несколько лет, но за эти годы он дал миру столько, что другие поэты не могли дать в течение всей жизни.   Большинство писателей, каким бы известными они не были, начинают свою литературную деятельность со стихов и, прежде чем полностью отдаться прозе, выпускают несколько стихотворных сборников, которыми гордятся в юности и часто начинают стыдиться в старости. Некоторые, наиболее самокритичные писатели понимают, что стихи для них — дело временное и вовремя уходят от поэзии. Примером такого самоотречения был Вальтер Скотт. «Уже давно, — говорил он, — я перестал писать стихи. Некогда я одерживал победы в этом искусстве, и мне не хотелось бы дождаться времени, когда меня превзойдут здесь другие. Рассудок посоветовал мне свернуть паруса перед гением Байрона». И он ушёл в новую для всех сферу — исторический роман, где не имел соперников.   Процесс созревания прозаика тернист и долог. Настоящего мастера прозы делает сама жизнь, знание мира, размышления, зрелая и отстоявшаяся культура интеллекта. Джозеф Конрад начал писать в 38 лет, Бернард Шоу лишь в сорок отважился издать свою первую комедию, Стендалю было уже за тридцать, ко-гда вышла его первая (кстати, очень неудачная) статья о Гайдне.   Есть два вида писателей — те, которых вдохновила идея, и те, которые призваны к труду писательским инстинктом. Для первых писательство оказывается одной из форм их политической деятельности, и они ставят его на службу своим взглядам, своей карьере. Для вождя и политического деятеля работа писателя не является ни призванием, ни истинной целью. Для них это механизм возвышения, машина для проталкивания своих идей. В данном случае перо помогает добывать славу только самим себе. Как только эта миссия выполнена — перо откладывается в сторону.   Для писателей второй группы творчество чаще всего прекращается вместе с жизнью. Это — настоящие писатели. Как говорил Петрарка: » Я перестану писать, когда перестану жить». Такая преданность любимому делу, такая увлечённость, часто приводит писателя к столкновениям с властью или обществом, становится причиной мучительных переживаний или даже личной трагедии. И только сильные личности выно-сят эту колоссальную нагрузку и продолжают делать свою нелёгкую работу. Те же, кто не выдерживает давления вышестоящих властей или общества, ломаются, начинают писать вещи, рассчитанные на дешё-вый успех, вещи однодневки.   Какая же сила, какой непреодолимый импульс приводит писателя к его нелёгкой профессии? Что толкает его к уединению, заставляет уйти в мир собственных чувств и переживаний? Почему писатель мирится с нищенским и полуголодным существованием, живёт среди лишений и разочарований? Ответ может быть только один — такой могучей силой является потребность показать СВОЁ видение мира, СВОЙ взгляд на окружающее, выразить в слове самого себя. Сила эта физиологична, и истоки её исходят из чувства само-сохранения и, частично, — из эгоизма. Как писал Ян Парандовский: «Склонность к самовысказыванию, свойственная всем людям, у писателя обретает особую силу, кажется, что она является необходимым приложением к его жизни и как бы усиливает её. Стремление увековечить явления в какой-то миг увенчивается небывалым триумфом: создаются новые ценности». Писатель в своих произведениях воплощает всеобщее стремление, выражает себя и свой мир, и в этом он подчиняется природному импульсу человеческой натуры, а вместе с тем как бы становится выразителем тех, кто не может и не умеет высказаться сам. Расска-зывая о своих чувствах и переживаниях, писатель стремится как бы выбраться из собственной скорлупы и избавиться от мучительно одиночества, в котором мы все пребываем от рождения до могилы. Он хочет поделиться с окружающими своей исключительностью и самобытностью, ибо каждый человек исключителен и неповторим, так как по — разному воспринимают всё тысячецветие окружающего мира. И, высшее достижение писателя, когда люди в его произведении находят свои собственные мысли, мысли, которые сами они выразить были бы не в состоянии.   Литература увековечивает вещи и людей. Она как бы задерживает время в его всеуничтожающем беге и делает настоящее вечным. Кроме того, слово помогает писателю убежать от несправедливостей, которые окружают его, от нестерпимых условий быта, от унылого пейзажа, наконец, от самого себя. Даже несведущему человеку видно, что значительную часть мировой литературы составляет «литература бегства». Это она манит читателя в дивные экзотические края, в далёкие и сказочные страны Востока, помогает ему уйти от самого себя и своего горького существования. Как писал Пиранделло: «Я пишу, чтобы освободиться от жизни. Если у меня нет замысла для пьесы или романа, я чувствую себя так, словно сам Господь Бог отрёкся от меня».   Часто писатели, лишённые возможности действовать, предаются мечтаниям, создают философские системы и утопии. Другие, не имея данных для успеха в любви, обольщают и добиваются красивых женщин с помощью своих вымышленных героев. Это в равной мере относится как к поэтам, так и к писателям. «В творчестве я щедро наделял себя всем, чего мне недоставало в жизни», — признавался Шатобриан.   Поиски чего-то иного, далёкого — в пространстве, времени, в обычаях и чувствах — непреодолимая потребность любого писателя. Творчество как — бы компенсирует то, чего не дала ему жизнь — материальную необеспеченность, незнатное происхождение, унылое существование. Писатель создаёт свой вымышленный мир, в который прячется как улитка в свою раковину. И в этом сказочном мире он добивается всего. Достаточно вспомнить великого Александра Грина, который всю жизнь терпел лишения, был грузчиком, матросом, рабочим, арестантом. И, тем не менее, он сумел создать такие замечательные вещи, как «Блистающий мир», «Алые паруса», «Бегущая по волнам». Беспросветная нищета и грубость окружающего мира не сумели убить в романтике мечту о прекрасном, и эту мечту он сумел передать последующим поколениям.   Перо, уже само по себе, обладает свойствами волшебной палочки, и тот, кому суждено стать писателем, с юных лет носит в своей душе ещё не осознанное чувство обладания королевской властью над словом. Недаром когда-то юный пятнадцатилетний Флобер воскликнул: «Отдадимся искусству, ибо оно — более великое, чем народы, короли и короны, — царит в наших восторженных сердцах, увенчанное божественной диадемой».   Когда в молодости писатель впервые берётся за перо, он пьянеет от слов и не помышляет о том, какие проблемы ему придётся поднимать. Жизнь в его глазах представляется светлой и безоблачной. Со време-нем приобретается жизненный опыт, расширяется круг интеллектуальных интересов — идёт формирование писателя, как личности. В его произведения начинают прорываться острые социальные вопросы, всё острее звучит тема любви к Родине, начинают бушевать такие сильные чувства, как гнев, ненависть, чувство мести и справедливости. Писатель примыкает к какому-либо общественному течению, так как существовать независимо от общества, морали, науки, вероисповеданий он не может. «Искусство для искусства» в мировой литературе пока не прижилось.   В наши дни пишущих людей очень много, и словом «писатель» стали злоупотреблять. А ведь между писателем и литератором существует определённая дистанция. Как писал в своё время Ян Парандовский: «Первый — как бы посвящённый рыцарь, второй — всего-навсего оруженосец. Литератору позволено лелеять надежду, что в один прекрасный день и он заслужит почётное имя писателя, которое затем будут по возрастающей шкале характеризовать прилагательные: известный, популярный, крупный, великий».   Не всякий, кто пишет и публикует написанное, является писателем. Не говоря уже о графоманах, даже авторы многих полезных и нужных книг не войдут в большую литературу. По мере развития мировой литературы отмечается всё большая строгость в выборе произведений, достойных бессмертия. Словом «писатель» нельзя нарекать всякого, кто написал две-три заметки, плохонький роман, или издал книжку никому не нужных стихов. Черты настоящего писателя надо искать в его фантазии, вдохновении, в глубоко челове-ческом понимании мира, в заботе о выборе художественных средств, при помощи которых достигается эстетический эффект любого произведения. Но главное в любом произведении — сила его воздействия на окружающих.   Стать писателем может далеко не каждый, для этого нужно иметь либо врожденный талант, либо огромное желание учиться этому. И учиться не год, ни два, ни десять, а всю жизнь. А отблагодарит ли тебя судьба за жизнь отданную литературе, неизвестно.