Творческий кризис

Всем творческим людям знакома такая вещь, как «творческий кризис». Словосочетание взял в скобки умышленно, так-как слово кризис используется здесь не совсем правильно. Т.е. само содержание слова понимается неверно, или не понимается вообще, а используется потому, что «так принято»… Кем «принято» — не известно, но да не в этом дело (пока).
Вопрос творческого охладения, или охладения к творчеству, хорошо можно понять, если подумать над тем, какой чертой из общего сонма творческих личностей, выделяются настоящие музыканты и композиторы…

Есть у меня хороший друг — продюсер одной рок-группы, работающей в стиле Hard Rock. Как-то пришел я к нему с «жалобой» на то, что у меня начался творческий кризис, и что я никак не могу его преодолеть. Анатолий (мой друг), немного подумав, спросил: «А, как-это происходит, что значит «творческий кризис», что ты делаешь в это время?»

Ну, я и поделился тем, что не могу ничего сочинить, не могу уловить какую-нибудь более-менее приемлемую музыкальную идею, не способен даже просто подойти к инструменту — словно что-то «воротит» от него. Анатолий сказал, что так не должно быть. Обязательно надо понуждать себя сесть за инструмент. Для большей наглядности он поделился со мной информацией о том, как поступал Мартин Гор (лидер Depeche Mode), когда его начинал одолевать «творческий кризис».
Трудно, но можно себе представить такую ситуацию. Дэйв бухает, Энди занимается своей семьей, Алан давно уже настроил свои «шузы» на выход из группы. И вот, самый главный заводила остался ни с чем. И что-же он делал? А он, тупо, приходил к себе в студию, садился перед микшером и так мог сидеть по нескольку часов — просто ничего не делая. Конечно, и Мартину было чем заняться помимо «сидения» перед молчаливым пультом (или инструментом). Но даже тогда, когда у него руки не поднимались к любимому делу, он понуждал себя системно приходить в студию и торчать там целыми днями. Конечно, Мартин не просто сидел неподвижно. Он ходил по студии, щелкал переключателями, нажимал кнопки — казалось бы, просто так. Но не совсем «просто».

Мартин Гор очень ценит свое творчество. Он всегда отличался дотошностью в подходе к созданию композиции. У него даже по этому поводу были споры с Дэйвом и Аланом. И вот, ни Дэйва, ни Алана — один только Мартин, со своим «творческим кризисом». И все эти испытания «кризисом» (которых было больше, чем об этом повествуется в журналах и в интернете), приучили, или лучше сказать, воспитали в Мартине творческую дисциплину.
И, вот здесь, общаясь с Анатолием, мы подошли к тому самому отличию, которое делает творческих людей настоящими музыкантами и композиторами — творческая дисциплина. Это то, что дает возможность увлеченным музыкой, быть независимыми от «музы» — от этой химеры, которая вроде и на человека похожа, но в тоже время вредит ему, дразнит его, предает его… Настоящий композитор и музыкант — это тот, кто знает, что такое система и не полагается на «наИтие». Он может понУдить себя создать то, что он желает, а не то, что «пришло на ум» (и, кстати, совершенно непонятно — откуда пришло…).
Из просто «увлеченного музыкой», настоящего музыканта и композитора делает «система» — постоянное понуждение себя к музыкальным упражнениям, экспериментам, «нудной» игре на «надоевшем» инструменте, попыткам повторить уже известную мелодию — сыграть её так-же, или даже лучше… и т.д.
Примерно так.

И теперь, когда меня начинает одолевать «кризис», начинаю понимать, что скорее всего, «кризис» этот переживается для того, чтобы мне стать более усердным, более системным, более (наверно, даже так) трудолюбивым. И ни в коем случае не полагаться на эту «химеру» (или «музу» — кому как удобно называть), которая не весть когда посетит и неизвестно с чем. Ну, и вообще, непонятно откуда она сама берется (может из таких мест, о которых лучше не думать. Космос, ведь, не всегда бывает гостеприимным. А, может он вообще нас (людей) не любит)…

© VaterDan (Хищник)

Правообладателям

При копировании или скачивания материала, ссылайтесь на наш сайт.
  1. Василий:

    Не пугайтесь кризиса в творчестве. Ведь вы делаете не шаг назад, вы делаете отступ, чтобы взять разбег.