Парадокс mp3

Автор: | 02.01.2012

Недавно я размышлял по поводу тенденций в современной музыке и заметил один интересный и крайне занимательный эффект. Я называю его парадоксом mp3.

В этой статье будет довольно много субъективизма, о котором я спорить не буду.

1) Для начала хочу рассказать как работает этот формат. Вернее, как он сжимает- он используется т.н. психоакустическое сжатие. Он разбивает аудио на короткие куски, которые начинает сравнивать между собой и вычищать ненужную информацию из них. Например если громко орёт труба, а сзади тихо играют скрипки, то скорее всего скрипок после сжатия мы не услышим (хотя врядли их было слышно в оригинале, а если и было, то надо было очень сильно прислушиваться). Затем он понижает частоту дискретизации под битрейт и в итоге мы получаем то, что мы слышим каждый день.

Вся музыка в формате мп3 лишена «ощущаемого» пространства или воздуха, как его любят называть аудиофилы. Это происходит из-за того, что тихие хвосты ревербератора беспощадно отсекаются кодеком.

Второе неприятное последствие от сжатия состоит в том, что страдают высокие частоты, что происходит вследствие усреднения частот и понижения ЧД. В итоге звука ШШШШШ превращяется в ФФФФФФ, что отлично слышно в низких битрейтах.

На этом техническое описание закончим и переходим следующей части.

2) Музыкант и звукорежиссёр делают отличную музыку, отлично сводят и всё звучит потрясающе. Затем всё переводится либо в ЦД формат, либо сразу в МР3 для цифровой дистрибьюции.

Что же доходит до конечного пользователя? Люди покупают диск и переводят его в мп3. Либо скачивают уже готовый мп3. В 99% случаев человек будет слушать именно мп3 файлы, а не лосслесс (громоздкие, медленные, да и мало кому нужные).

Хочу сразу сделать оговорку, что тут не будет обсуждаться разница между лосслесом и мп3, т.к. далеко не все могут это слушать (а это зависит как от оборудования для прослушивания, так и от подготовленности слушателя).

В итоге практически все, даже заядлые аудиофилы, слушают мп3 в том или ином виде- в машине, по радио, по интернет-радио, в мп3-плеере, на дискотеке (каюсь, сам играю мп3).

3) Тут мы вплотную подошли к тому самому парадоксу.

Напоминаю что делает мп3 в двух словах- срезает верх и убирает воздух.

Дано: Вася. Он почти всю жизнь слушал мп3- скачивал из интернета, покупал пиратские диски, сделанные из мп3 файлов, покупал дискографии- когда на 1 диске можно найти сразу 7 альбомов исполнителя.

Нельзя сказать что у него испорчен слух- он отлично слышит разницу между лослесом и мп3, чувствует как отличается живое выступление от записи.

Тут как то Вася попадает в клуб и слышит классную музыку, которая его цепляет.

Тут Вася начинает писать музыку и, соответственно, сводить её. Он узнает важную фишку- постоянное сравение с коммерческой записью. Он закидывает на отдельную дорожку в свой кубейс (аблетон, рипер, лоджик) трек в мп3 и использует его как референс.

Путём проб и ошибок он приходит к характерному саунду- на хэтах мало воздуха, сильно выпячена середина и нет ощущаемого пространства, всё звучит почти сухо. Про реверберацию на уровне -30дб он случайно узнаёт на каком то форуме, сам не догадался бы, хотя он вовсе не дурак.

К сожалению таким саундом сейчас может похвастаться каждый второй трек. В таких стилях как хаус и транс дело ещё усугубляется венжансовыми семплами, вырезанными из мп3, и уже потерявшие воздух и кристальность верха.

В итоге наш Вася начинает выпускать музыку на лейбле, пользуется популярностью, выступает в клубах. Его треки изначально звучат сухо, в них нет самого высокого верха хэтов. Нет, он хорошо сводит, просто треки сжаты в мп3.

Он играет в клубах- где его слушают в формате мп3. И возможно кто-то из его слушателей когда-нибудь захочет писать музыку.

И тогда он скачает семплы венжанса, которые ему где-то посоветуют как самые ходовые, напишет трек, сведёт его и переведёт в формат мп3.

4) Люди копируют то, что слышат. Слыша изначально искаженный вариант, они стремятся получить такой же результат в финале, не задумываясь, а правильный ли это путь?