За что Владиславу Пасечнику дали договор и миллион

Автор: | 31.12.2011

– «Дебют» для молодых литераторов – этакая птица счастья. На конкурс ежегодно присылают по шестьдесят тысяч работ. Наверное, мой успех – это рок, – говорит 23-летний барнаульский писатель Владислав Пасечник. Его победа в литературном конкурсе «Дебют-2011» стала настоящим культурным сюрпризом уходящего года. Награду в номинации «Крупная проза» он получил за историческую повесть «Модэ».

Миры и мифы

– Я еще с детства сочинял небольшие сказки, увлекался древней историей и мифологией. А в теме раннего железного века большой простор для фантазии. В основном об этом времени мы знаем по археологическим материалам: содержимому курганов, поселений – и можем лишь примерно представить себе образ жизни тех народов.

Несколько раз я ездил волонтером в археологические экспедиции. Первый раз – на некрополь бронзового века недалеко от Гилевского водохранилища. Потом целый месяц с археологами из АлтГУ мы «копали» Пазырыкские курганы, жили на берегу Катуни. Археологи не очень любят говорить о своей работе и особенно не любят всяких фантазий…

Я решил взять за основной принцип работу с мифом. На самом деле то, что мифология осталась в прошлом, – заблуждение. Современный городской человек все больше погружается в мифологическое мышление. Я пытаюсь через простую рефлексию показать, что есть люди-хеты – людоеды, которые в своем отношении к жизни превзойдут любое чудовище.

Сибирская Атлантида

– На написание «Модэ» меня вдохновила «Белая гвардия» Булгакова. Взволновала идея группы людей, оказавшихся на отшибе истории и обреченных на гибель. Показалось, что ситуация-то схожа.

О Модэ мало кто знает. Впервые я прочел о нем в книге Льва Гумилева «История народов Хунну». В III веке до н.э. Модэ основал империю Хунну и стал ее правителем. Это единственный подлинный исторический персонаж в повести. Он воплощение судьбы, перемен. Хотя… повесть скорее не о Модэ, а о юэчжи, исчезнувшем степном народе, который отождествляют с Пазырыкской культурой – визитной карточкой Республики Алтай. О нем интересно размышлять, это своего рода сибирская Атлантида. В центре повести – молодые степняки; мир терпит крах, и единственное, что у них осталось, – мальчишеское братство.

Мальчиков я практически срисовал с натуры. В одной из русско-алтайских деревень я увидел, как босоногие пацаны в драных трико запрыгивали на лошадей без седел и мчались куда-то.

Остальные хуже

– Право первого прочтения всегда принадлежит моему литературному наставнику, поэту и прозаику Валерию Котеленцу. Он руководит литературной студией, в которой я несколько лет занимаюсь. Именно он открыл для меня авторов, ставивших во главу угла работу со словом. Олеша, Бабель, Платонов, Зощенко, Паустовский, Булгаков… Язык у них настолько смачный, что сам по себе делает произведение. Это корявый рубленый текст Платонова, изящная витиеватая арабеска Олеши, ироничная и искристая игра Булгакова…

После Валерия Степановича никакая критика не будет казаться страшной. «Модэ» он разнес в пух и прах. Сказал, что отправлять это никуда нельзя. Посоветовал добавить в текст современную канву. Я написал интермедии из жизни археологов. Они не связаны с основным сюжетом, это такая надстроечка небольшая. Потом, правда, Котеленец сказал, что зря. Его комментарий после победы: «Наверное, остальные были еще хуже».

Новый год – это неомиф, созданный скорее из административной необходимости. У древних было более здраво – справлять новый год в день весеннего равноденствия.

Справка

Премия «Дебют» учреждена гуманитарным фондом Андрея Скоча «Поколение» в 2000 году. Лауреаты «Дебюта» получили от организаторов по миллиону рублей и авторскому договору с издательством.

Источник: Свободный курс