Superrrsawww!

Автор: | 08.01.2012

Продолжим про инструменты, ставшие классикой и легендой электронной танцевальной музыки. Про TB-303 и TR-909 я уже писал вот тут. Теперь на очереди великий и ужасный прекрасный Roland JP-8000 )


Изображение

Итак, VA (virtual analog) синтезатор Roland JP-8000, задумывался компанией Roland как цифровая реинкарнация аналогового синта из 80-х Roland Jupiter-8 c дополнительными фишками. Он был выпущен в свет в 1996 году, и в настоящее время уже не производится. Но тогда он произвёл если не революцию, то лавинообразную эволюцию в звуке танцевальных стилей, и, прежде всего, конечно, в trance. И произошло это во многом благодаря Supersaw осциллятору, выдающему вместо одной «пилы» микс из семи их штук, несколько разнесённых по частоте (detuned). Это придавало звуку великолепную плотность и «жир». Музыканты сразу заметили эту возможность. И то время стало временем взлёта транса. В композициях появились мощные «жирные» лиды и объёмные пэды. Тот подстиль, что можно назвать «Anthem trance» появился именно благодаря в том числе и JP-8000. Этот синтезатор использовали Orbital, ATB, Faithless, Scooter, Paul Van Dyk и многие другие.

Изображение

Вскоре появились и другие синтезаторы с осцилляторами по похожему принципу. Например, тот же Access Virus TI со своей Hypersaw, состоящей из девяти детюненых пил. А потом появились и VST-плагины, имеющие на борту «суперпильные» осцилляторы (как пример, можно привести фриварный Supersaw P8). Но у каждого варианта реализации свой звук, и, зачастую, подобрать «тот самый» довольно проблематично, если реально вообще. Часто, оригинальность звучания заключается в какой-либо ошибке проектировщика либо в несовершенстве компонентов (как, например, в случае с TB-303). А вот в настоящем JP-8000 не было оверсэмплинга, и синтезированный осциллятором звук был подвержен алиасингу. «Левые» гармоники ниже базовой, чтобы не портить звук, срезались hi-pass фильтром. Но именно такой подход был причиной особенного, любимого многими звучания. Кроме того, свой вклад в характер звука вносило частотное распределение детюнингованных пил — две ближайшие к базовой частоте пилы по какой-то прихоти разработчиков находились к ней ближе остальных. В остальных же реализациях «мегапил» расстояния обычно одинаковые (так сделано, например, в том же Virus).

Вот тут synthmania.com/jp-8000.htm можно послушать звучание заводских патчей и перфомансов JP-8000.

Отмечу, что, кроме собственно JP-8000, существует ещё версия Roland JP-8080 — рэковая, без клавиатуры, но немного помощнее, что позволило увеличить количество голосов в полифонии с 8 до 10, добавить встроенный вокодер, эффект distortion, и увеличить количество слотов для патчей. Вот он на картинке:
Изображение

© Rio FX