В этом материале рассказано о том, какие инструменты можно использовать для получения более качественного звука, а также практические советы по сведению и мастерингу. Примечание: все инструменты и плагины, используемые в статье, не являются эталонными, а даны лишь для примера и вы можете с успехом использовать свои варианты.
1. Вступление
Секвенсор Cubase SX 3
В чём будем работать?
Секвенсор: Emagic Logic 5.5.1 или Cubase SX 3 (но для начала можно Reason или Fruityloops).
Секвенсор Emagic Logic 5.5.1
Программа для мастеринга: WaveLab 5 или 6.
WaveLab 6
VST-плагины: от Waves и Ultrafunk.
VST-плагины от Ultrafunk
Звуковая карта Очень важно иметь карту с качественным АЦП ЦАП и с поддержкой ASIO драйвера. Это очень важно. При наличии такого драйвера ваша карта будет допускать минимальное количество ошибок в роботе. ASIO позволит: убрать задержки, а также качественно и комфортно работать со звуком.
2. Формат
Думаю, стоит начать с формата проекта, в котором будет создаваться композиция. Он должен быть 24 бита (bit), 48 килогерц (khz).
Что такое 24 бита и 48 килогерц?
24 бита — это глубина квантования. Это говорит о том, что ваша звуковая карта будет проверять сигнал на ошибки 24 раза в секунду, но для того, чтобы это было честно, нужен профессиональный аудио интерфейс, который имеет «честных» 24 бита.
48 кгц — это частота дискретизации, частота семплирования.
Что такое частота семплирования?
Обычно, аналоговый сигнал непрерывен во времени и его необходимо оцифровать, т.е. преобразовать в поток численных величин. Необходимо задать частоту, с которой выбирается значение аналогового сигнала и преобразуется в цифровое. Эта частота называется частотой дискретизации преобразователя. Для аудио сигналов она пишется в кГц. Частота дискретизации (или частота семплирования) показывает, какое количество раз АЦП произведёт замер той или иной характеристики аналогового сигнала. Измеряется в Герцах, хотя обычно применяют килогерцы.
Чем выше частота дискретизации, тем более качественной будет оцифровка. Как следует из теоремы Котельникова, частота дискретизации должна превышать наибольшую необходимую частоту сигнала в два раза.
Используемые частоты дискретизации звука: 8 000 Гц — телефон, достаточно для речи; 11 025 Гц; 22 050 Гц — радио; 44 100 Гц — аудио компакт-диск; 48 000 Гц — DVD, DAT.
Почему именно 48? Потому что нужен запас для мастеринга. Еще при частоте 48 килогерц сохраняются некоторые полезные гармоники и особенности, которых нет при 44 килогерцах. Правда они за пределом слышимости человека, но они играют свою роль.
3. Инструменты
Думаю, для начала нужно четко определиться с тем какой саунд ты хочешь. Алгоритм работы подходит для всех стилей музыки (не путайте алгоритм с плагинами 🙂 ).
Открываем проект и сразу «вешаем» на мастер анализатор Paz Analyzer oт Waves. Это поможет решить много проблем в самом начале.
Waves musicians bundle
Советую проверять каждый инструмент на противофазу.
Бас
При подборе баса советую использовать басы, которые были «сняты» в дорогих студиях через ламповое оборудование (комбики, микрофоны, преампы, микшеры).
Фирмы бас-гитар, которые признал мир:
Fender,
MusicMan,
Warwick,
Schack.
Советую библиотеку Stefan Langner Library 24Bit Bass Guitars.
Не советую Spectrasonics Trylogy. Потому что не все бас-гитары правильно записаны. Есть много бочковатости.
Барабаны (про акустические писать не буду)
VSTi Stylus RMX — это очень качественный инструмент, так как имеет внутренний микшер и свою мастер шину, и много внутренней обработки, заточенной под прогрессивный бит. В нем еще есть очень интересная штука, которая называется Chaos generator. Этот генератор позволяет создавать спонтанные биты.
Stylus RMX
Синтезаторы
Есть несколько хороших синтезаторов:
Korg M1,
Wavestation.
Фоны:
VSTi — Spectrasonics Atmosphere. С ним будьте аккуратны, т.к. в нём много звуков с противофазой.
Плагин для работы с фазой: Ultrafunk fxPhase.
Динамическая обработка
Компрессоры от Ultrafunk. Waves RVox — очень хорошая штука. Waves LinMB — это многополосный компрессор, советую его для мастеринга.
Есть очень интересный плагин, который обогащает звук гармониками и создает иллюзию лампового звука. Имя плагина: Antares Tube.
Antares Tube
Эффекты
Waves IR1
Советую импульсный ревербератор Waves IR1, а также другие эффекты от Waves или Ultrafunk.
4. Советы по сведению
Нужно сделать так, чтобы не было звуков, пики которых лежат в одном частотном диапазоне. Т.е. чтобы они не накладывались друг на друга.
Еще советую урезать не нужные частоты в звуках параметрическим эквалайзером. А какие не нужные, вам самим нужно будет определить. В каждой ситуации они разные.
Правильное панорамирование
При панорамировании нужно учитывать баланс левого и правого каналов. Не должно быть перевеса, т.е. не должно быть так, что в левом канале много всего, а в правом почти ничего нет. Все должно быть сбалансировано.
Нужно делать перерывы в работе и давать отдых ушам каждые 2 часа. Советую чередовать мониторинг при работе. Немного поработал на мониторах, потом немного поработать в наушниках.
При сведении советую постоянно сравнивать ваш материал с качественными композициями.
5. Мастеринг
Итак, рендерим (rendering) файл в секвенсоре в формате Wave (.wav) 24/48. Нужно, чтобы этот микс был, примерно, с 1,50-2 дБ. Это нужно для того, чтобы был запас децибел для мастеринга.
Открываем WaveLab и на инсерт (insert) вешаем Rbass.
На второй вешаем Waves LinMB — Многополосный компрессор.
На следующий инсерт ставим эквалайзер (по желанию).
Мастеринг в WaveLab
Далее есть очень важный нюанс! Вам нужно будет сделать ресемплинг с 48кгц на 44кгц. Это делается просто. Выбираем вейвлабовский (WaveLab) плагин Resampler 192 khz. В нём ставим: Fine 0, Freq 44,1.
Потом на мастер ставим L3 UltraMaximizer и выбираем пресет (preset) «Hi Res CD master», и нажимаем Render. Конвертацию с 24 бит в 16 бит сделает максимайзер.
В программе WaveLab вы можете сделать Global Analysis — это анализ вашего конечного микса. Для этого выделяем трек и нажимаем клавишу «Y».
Также в нем еще есть 3D Frequency Analysis – это 3D-анализ спектра вашего трека.
Phase Scop – анализатор для проверки фазы.
Phase Scop
Bit Metter – показывает глубину квантвования данного трека.
Level Pan Metter – стереокартинка вашего трека, т.е. там вы сможете увидеть нет ли перевеса каналов.
© Синенко Игорь, CJCity.ru