Темпы музыки и темповые обозначения.
Эта статья будет интересна тем, кто хочет больше узнать о музыкальном темпе. Прочитав её, вы сможете ознакомиться со свойствами различных темпов, а также узнаете о том, как темп музыки может воздействовать на людей.
1. Что же такое темп музыки и откуда произошло это понятие
Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» – время.
Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.
Основные темпы в классической музыке (в порядке возрастания):
Граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Некоторые жанры (вальс, марш) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.
2. Темпы и темповые обозначения в классической музыке
Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
ларго (очень медленно и широко);
адажио (медленно, спокойно);
анданте (в темпе спокойного шага);
модерато (умеренно, сдержанно);
аллегретто (довольно оживлённо);
аллегро (быстро);
виваче (быстро, живо);
престо (очень быстро).
3. Эффекты музыки на сердечно-сосудистую и респираторную систему зависят от ее темпа
Д-р Luciano Bernardi и его коллеги (Университет Павии, Италия) изучали ответ сердечно-сосудистой и респираторной систем (ССС, РС) на изменения музыки у 12 практикующих музыкантов и 12 лиц иных профессий, сопоставимых по возрасту (группа контроля). После 20 минут спокойного отдыха оценивались параметры ССС и РС. Затем прослушивались 6 различных по стилю музыкальных фрагментов по 2 и 4 минуты, следующих в случайном порядке. В каждом фрагменте имелась случайно расположенная пауза по 2 минуты.
Оказалось, что частота дыхательных движений (ЧДД), артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС) и соотношение низких и высоких частот вариабельности сердечного ритма (НЧ/ВЧ, показатель симпатической активации) увеличивались при более быстром темпе музыки и при простых ритмах, по сравнению с исходными величинами. При этом скорость кровотока в среднемозговой артерии и параметры барорефлекса уменьшались. По сравнению с немузыкантами, музыканты чаще дышали при более быстром темпе музыки и имели более низкую исходную ЧДД. Стиль музыки и личные предпочтения участников не имели такого эффекта, как темп или ритм музыки. Снижение АД, ЧДД, ЧСС и НЧ/ВЧ после 2-минутной паузы в музыкальном фрагменте было более выражено, чем после 5 минут исходной релаксации.
По мнению авторов, специально подобранная музыка, в которой чередуются быстрый, медленный темп и паузы, может вызывать релаксацию, уменьшать симпатическую активность и, таким образом, выступать в качестве компонента комплексной терапии заболеваний ССС. В редакторской статье того же номера Heart д-р Peter Larsen и д-р D Galletly (Веллингтонская Школа Медицины, Новая Зеландия) высказывают предположение, что у музыкантов в силу профессиональной тренированности выше восприимчивость к изменениям темпа музыки, и поэтому сильнее корреляция между музыкальным темпом и ЧДД.
4. Темпы электронной музыки
В наше время классическая музыка немного отошла на второй план. Поэтому вашему вниманию предоставляются темпы электронной музыки по направлениям.
Транс (Trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 90-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 150 ударов в минуту (bpm). В трансе обычно используется прямой бит.
Подстили транса:
Full on – 140-150 ударов в минуту (bpm)
Psy – 146-155 (bpm)
Dark – 160 и более ударов в минуту.
Драм-энд-бэйс (Drum and bass) — жанр электронной музыки. Изначально как ответвление британской сцены брейкбита и рейва, Drum and bass возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. В целом, существенного различия между терминами «drum and bass» и «jungle» нет. Некоторые называют джанглом старые записи первой половины 90-х годов, а драм-энд-бэйсом считают существенно эволюционировавший джангл с новыми пост-техстепными элементами. Для многих людей изначально трудно разобраться с темпом этого напрвления. Поскольку из-за ломаных ритмов может быть очень сложным определение темпа этого стиля. Разброс темпов в этом направлении наверное один из самых больших. Драм-энд-бейс звучит начиная от 140 ударов в минуту (обычно это олдскул) и может достигать аж 200. Темп в этом стиле легко можно определить по малому барабану.
Хаус (House) — жанр электронной музыки, зародившийся дэнс-диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. House сильно наполнен некоторыми элементами жанра soul 1970-х годов и стилем танцевальной музыки Disco. Хаус создаётся путём смешивания рельефных ударных басов жанра Disco и новым видом «тяжёлой» электронной музыки (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.). До сих пор не утихают споры о происхождении названия данного стиля. Но на данный момент центральной версией считается то, что название пошло от чикагского клуба Warehouse, там диджей Фрэнки Наклз смешивал классическое диско с европейским синти-попом, добавляя к этому свои собственные ритмы при помощи драм-машины Roland 909. Темп этой музыки довольно статичен. Обычно он колеблется около 130 ударов.
Техно (Techno) — это жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте и его окрестностях и впоследствии подхваченный европейскими продюсерами. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения. Для техно характерен темп от 135 ударов до 145 ударов в минуту. «Техно — это музыка, звучащая, как технология», — говорит Хуан Аткинс, один из основателей жанра. На самом деле в США техно-музыка была только андеграундным явлением, а вот в Великобритании она вырвалась на основную музыкальную арену страны конца 1980-х. Также этот стиль музыки был очень популярен и в других странах.
Хардкор (Hardcore).Около 20 лет назад в музыкальной электронной культуре появился такой стиль, который стал ответвлением техно-музыки. Название этому стилю Хардкор. Все, кто в 90-х увлекался электронной музыкой, должны помнить всем известный рейв Thunderdome, который собирал огрномное количество народу на территории Голландии, которые приходили на хардкор-рейвы. Но этот стиль музыки пользовался огромной популярностью и не только в этой стране, но и на территории Германии и других стран Европы.
Брейккор (Breakcore) – Это довольно недавно появившийся жанр. Наверное самый молодой среди всех жанров, использующих ломаный ритм. Темпы в этом стиле поражают как своим разбросом по bpm, так и своим темпом в принципе. Самый небольшой темп в брейккоре составляет аж 220 ударов в минуту, что намного больше, чем у любого другого стиля электронной музыки и достигать может совсем космических значений. Известны некоторые композиции в этом стиле, которым присуще значение в 666 bpm.
Электро (Electro) – сокращение от Electro funk (так же известно как robot hip hop), это стиль электронной музыки, взявшей свои корни из хип-хопа. Очень большое влияние на стиль оказали Kraftwerk и funk. Музыка в этом стиле звучит очень электронно («по компьютерному»), создатели такой музыки пытаются не использовать звуки живой природы, даже вокал обычно искажается для придания более «тёмного» и «механического» оттенка. Поэтому работы исполнителей пропитаны идеями роботов, ядерной физикой, компьютерами, технологиями будущего и во многом развитию этого стиля способствует фантастика. Электро присущ темп приблизительно такой-же как и хаус-музыке. От 125 ударов и немногим более – это электро.
Последний стиль электронной музыки, которому бы хотелось уделить внимание является Брейкс.
Брейкс (Breaks) – Очень интересный, на мой взгляд, стиль, но буду краток. Вся брейкс культура и в том числе это направление возникло в результате исторического события. Если я не ошибаюсь, в 1969 году группой Winstons была придумана песня «Amen brother», в которой впервые появилась ломанная барабанная петля, всем известная теперь как часть брейк-бит музыки. Теперь её называют amen break. Она очень часто испольуется в drum’n’bass. В брейкс она уже не похожа сама на себя, да это уже и не она, но основой этого стиля являются именно ломанные ритмы, котоые берут начало так давно. Их темпы стали более медленными и более «качающими». Темп стал ниже, чем у направлений-предшественников. Брейкс-музыка играется с темпом приблизительно 120-130 bpm. Если бы он был больше, то она растеряла бы весь свой драйв.
Даунтемпо(Downtempo) — это не танцевальное направление, а скорее музыка для прослушивания. В течении 50 лет существования посвященному исследованиям новых аудио текстур и неоткрытых звуковых взглядов, включает в себя весь спектр музыкальных инструментов и гамм и являеться двигателем прогресса, инноватором звука. Среди остальных жанров электронной музыки привычна тендендия к последовательному и постоянному взаимствованию атмосферного настроения и окружений даунтемпо, с целью использование их в собственных эклектронных стилях. Даунтемпо же никогда не акцентировался быть в центре внимания, в отличии от остальных, и навсегда останется жанром, который был здесь сначала и вероятно будет здесь в конце, так как он — единственный, исключительно жадный, желанием новшества.
На этом думаю закончить, поскольку остальные стили электронной музыки являются, на мой взгляд, более экспериментальными или менее актуальными.