Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. Целостность развития ребёнка складывается из единства принципа программного общеобразовательного процесса на всех этапах школьного и дошкольного образования. Последовательная реализация педагогического процесса имеет последовательный характер, тем самым моделируя образ современного ученика. Именно в школьные годы формируются общечеловеческие ценности и понятия, как гуманизм, доброта, справедливость, любовь к родине, сострадания к окружающим. Нравственный потенциал школьника кроется в осмыслении смысла жизни, определения целей, проявляется чувство гордости за свою нацию, в том числе через историю народных промыслов. Нужен поиск оптимальных и эффективных путей решения в образовательном процессе.
Когда ученик познаёт традиции своего народа не только через теорию, но и применяет эти знания на практике, развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной культуры, к истории родного края. “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”, — отмечает академик Д.С. Лихачёв [2, 54].
Культурные традиции тесно связаны со средой и социально обусловлены. Первоначальный признак народной культуры – её синкретизм, отражающий три формы бытия: культура, общество, человек. Один из важнейших признаков народной культуры – традиционный.
Традиционная культура использует язык, миф, утварь, жилище, пищу, оружие как периферийные знаки культуры. Важнейшим средством передачи и сохранения всех элементов народной культуры является социально-историческая память, она формируется через познание прошлого и передачи знаний в настоящее, она поддерживает непрерывную связь прошлых поколений с настоящим. Традиции народной культуры имеют огромное воспитательное значение в развитии личности, они дают возможность ребенку прикоснуться с неиссякаемому роднику народной мудрости, служат делу познания отечественной истории, истории родного края, смысла национальной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла. Народное декоративно-прикладное искусство, как одно из составляющих народной культуры, выступает важнейшим средством народной педагогики, так как формирует отношение к своему народу, языку, к миру, к окружающей природе.
К сожалению, современные дети зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры. Одной из популярных старинных техник в декоративно-прикладном искусстве – лаковая миниатюра на папье-маше. Папье-маше – материал тонкий и лёгкий. Бумажные изделия из папье-маше были известны в России ещё с конца XVIII в. Одни из древнейших центров в России лаковой миниатюры это – Мстера, Холуй, Федоскино, Палех. К востоку в 65 км от города Иванова на берегах реки Палешки, среди холмов, покрытый лиственными лесами расположился Палех. Тонкое и своеобразное искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя принципы древнерусской живописи и народного творчества. В живописи Федоскина мастера используют масляные краски, а в Мстёрской, Холуйской и Палехской – яичная темпера.
Немного истории о папье-маше для лаковой миниатюры: папье-маше зародилось в Китае ещё в начале новой эры, эта техника стала популярной во многих странах мира. В XVI в. во Франции мастера оценили пластичный материал бумаги, что с перевода на русский язык, папье-маше означает «жеваная бумага». Выполняли архитектурную лепнину, игрушки, шкатулки, маски, мебель, табакерки, куклы. Парой готовые изделия сложно отличить от изделий из дерева, металла. Имитированные чеканки, резьба по металлу, светильники настолько похожи на своих обычных собратьев, что позднее в Японии XVIII в. папье-маше приобрела всеобщую популярность. Они украшали храмы, свои жилища исключительно легкими и искусно сделанными фигурками из бумаги [3, с. 12].
В XVIII-XIX вв. в Европе увидели привезенные изделия из Персии, Китая и Японии, которые уже набрали достаточную популярность. Европейские предприниматели и народные мастера подхватили новомодное ремесло и вскоре стали сами изготавливать предметы по этой технологии. Один из известных английских мастеров, который лакировал предметы из папье-маше, по Японской технологии был Джон Баскервиль. Вскоре его помощник Генри Клей, выявил новую технологию изготовления папье-маше путём склеивания бумаги под воздействия тепла. Изделия, выполненные в этой технике, были очень прочные, как дерево. Из этого материала можно было делать красивую, разнообразную и даже не похожую друг на друга мебель.
В XIX в. папье-маше распространилось по всему миру. Из него изготавливали куклы, подсвечники, рамы для зеркал, подносы, шкатулки, архитектурную лепнину, декоративные стеновые панели, кровати, клавесины, двери карет, скульптуры, стулья, и другое. Готовые изделия украшали золотом, драгоценными камнями, расписывали красками.
В России ещё при Петре I оценили превосходство пластичного материала. Крепостные с удовольствием мастерили портмоне, очечники, копилки, запонки, пеналы для перьев, стаканы для сигар, шпилек, папирос, булавок. Позже, московский купец Петр Иванович Коробов, в 1795 г. недалеко от Москвы основал первую фабрику в селе Даниловка, где уже в промышленных масштабах изготавливались украшения, предметы обихода. Петр Иванович пригласил немецких мастеров к себе, предварительно изучив технологию изготовления папье-маше и лаков в Брауншвейте. В работу были привлечены лучшие живописцы. Художники расписывали изделия масляными красками в 2-3 слоя.
Федоскинцы писали на папье-маше коробочках и пластинках маслеными красками в основном миниатюрные копии с известных картин: традиционные русские чаепития, катания на тройках. Их работы были весьма реалистичны, и прелесть заключалась в том, что они использовали настоящий перламутр и сусальное золото, а после покрывали лаком.
В 1960-е годы фабрика Коробова объединилась с совсем молодой, построенной недалеко от Даниловки фабрикой, основателями которой являлись братья Вишняковы. Слитые воедино капиталы братьев Вишняковых и Коробова получили название «Федоскинская артель» [2, с. 56].
Зарождается новый подход к декоративным федоскинским изделиям. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особо уделяется внимание назначению предметов, форме, сюжету.
К сожалению, в Алтайском крае немногие мастера решили работать в технике лаковой миниатюры. Хотя многогранность, детализация картин в ней раскрывают новое художественное видение, потенциал мастера. Накопленные более двух веков федоскинские знания направлены на терпение, усидчивость, развития личности, сохранение русских традиций.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Разве отточенное веками сохранившееся с сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей русского народа? Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по приобщению детей к истокам русской культуры, деятельность во имя возрождения в ребёнке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение бытия и творчества. Педагогам нужно обладать «этнокультурной компетентностью». Нужно хорошо разбираться в понятиях народной культуры всем участникам воспитательного процесса. И тогда общими усилиями не только педагогов, но и родителей, общественности мы сумеем воспитать в наших детях национальное достоинство, толерантное отношение к чужим культурам, «поликультурную личность».
Список литературы
1. Иванова, Е.П. Поделки из папье-маше / Е.П. Иванова, Харьков, Белгород, — 2011 г.
2. Лихачев, Д.С. Заметки о русском / Д.С. Лихачев. – М.: Советская Россия, 1984.
3. Лопусова-Томская, Н.И. Кукла из папье-маше / Н.И. Лопусова-Томская, Москва, — 2007г.
4. Ращупкина, С.Ю. Поделки из папье-маше / С.Ю. Ращупкина, Москва, — 2012г.