Отечественная детская литература начала ХХ века

Автор: | 22.04.2012

Отечественная детская литература XX века начинает свою историю в послереволюционные годы. Основные авторы – это Максим Горький, Самуил Маршак и Корней Чуковский.

Горький рассматривал детскую литературу как средство воспитания, поэтому стремился привлечь в этот вид деятельности ученых. В 1919 году в Петрограде под руководством Максима Горького создается журнал для детей «Северное сияние». В 1933 году важным событием стало создание издательства ДЕТГИЗ.

Горький с Маршаком обратились за советом к советским детям, чтобы они сами написали о том, что им бы хотелось читать. На анализе этих откликов был построен доклад «О детской литературе», с которым в 1934 году официально выступили Маршак и Горький.

После этого были сформулированы основные требования к детской книге. Свой собственные взгляды на проблему Горький изложил в статьях «О темах» и «О сказках». Воспитывать ребенка следует не в отрыве от реальной действительности, а делать это во взрослой реальности. Тематика детской книги должна быть широкой. Эта литература не должна идеализировать окружающий мир. Следует создавать исторические книги, научно-познавательные, о природе, о труде, о взаимоотношениях между людьми. Главная задача детской литературы, по мнению Горького, — формирование новой личности.

Особенно значимой стала статья Горького «О сказках», так как в 20-30 годы жанр сказки оценивался неоднозначно. Многие писатели относились к сказкам крайне негативно, призывали к тому, что советским детям сказка не нужна. Горький сумел отстоять сказку в детском чтении, подчеркивая значимость этого жанра в становлении детского характера. Сказка удовлетворяет воображение ребенка, несет в себе воспитательную функцию.

Горький и сам обратился к сказочному жанру и написал несколько произведений для детей. Можно отметить сказки «Воробьишко» (учитываются особенности детской психики), «Случай с Евсейкой» (познавательная сказка), «Самовар» (фольклорные тенденции совмещаются с новыми веяниями). Писатель отражает проблемы реальности, дает реальные картины жизни с учетом особенностей детского восприятия.

Сказки Максима Горького близки к народным. В них можно найти антропоморфизм, очеловечение живого мира. Мир вещей здесь всегда имеет реальные черты. Горький продолжает реалистическую традицию XIX века. Основные темы его сказок – это образ обездоленного ребенка, судьба ребенка в обществе («Сказки об Италии», «Страсти-мордасти», «Дед Архип и Ленька»).