Художник Эдуард Добровольский рассказал о культуре горожан, неудачных проектах и планах на будущее

На новогодний каникулах в мастерской художника по металлу Эдуарда Добровольского ни на день не прекращалась работа — мастер работает над вывеской загородного клуба. Мы встретились с автором Жар-птицы, установленной на пересечении улицы Молодёжной и проспекта Социалистического, композиции «Снимается кино» с Чаплиным и медведя, расположенного на площади Октября, и расспросили, почему барнаульцы ломают скульптуры, сколько времени уходит на создание образа и какие композиции из металла могут украсить город в будущем.

По наследству

Эдуард Добровольский творит с детства. Будучи мальчишкой, он пропадал в мастерской отца и с удовольствием ваял себе пистолеты и сабли.

— Можно было, конечно, бегать по улице, — улыбается мастер. – Но мне было гораздо интереснее ошиваться в мастерской у отца, гнуть железки. Это переросло в увлечение. В итоге я окончил высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной – в простонародье «Муха» — и с 92 года начал заниматься этим профессионально.

Сейчас художник работает в мастерской, которая была построена всего год назад. По наследству ему досталось помещение отца, но оно требовало немалых вложений, поскольку многое со временем обветшало, а отопительная система нуждалась в полной замене.

— Оказалось, проще продать его и построить новое. Зато мастерская сделана так, как я хотел. Всего в нескольких метрах от дома прошёл через огород – и ты на работе. И мне это нравится. Я не люблю из своей мастерской вылезать, тут комфортно. Поэтому друзья собираются у меня, — говорит художник.

У входа в творческую студию Добровольского установлен кудрявый мастер, который приветствует прохожих поднятой рукой. Жилой дом охраняет пузатый пёс, а на заборе стоит кот с выгнутой спиной.

Страдалец Чарли

Первыми работами художника были вывески барнаульских банков. По словам Эдуарда, в 90-е годы на рекламу денег не жалели, а эти самые банки открывались каждые полгода. Так же часто они закрывались. Пластика тогда не было, художники оформляли вывески из меди.

— Первой скульптурой была рыба. Потом её зачем-то перенесли с Красноармейского на Молодёжную и сделали какой-то фонтан. Примерно в то же время появился Чаплин. Вот это была серьёзная работа, — вспоминает художник.

Великий комик и его компания, наверное, самые многострадальные из всех скульптур Добровольского. Не раз прохожие что-то отламывали и гнули у Чарли, а больше всех достаётся полицейскому.

— Вот чем-то он не угодил барнаульцам, — улыбается Добровольский. — Руку постоянно отламывали, его самого валили. Чаплину достаётся меньше. В принципе, когда я его делал, рассчитывал, что будут залазить, чтобы сфотографироваться. На его ноге мы вдвоём прыгали, проверяли. 200 килограммов он выдерживал. Но труба в шесть сантиметров в диаметре, которая расположена в каркасе скульптуры, не такая толстая, чтобы выдержать четверых, а то и шестерых. На такой вес Чаплин не рассчитан.

Дуня + кефир = гав

Немало бед пережил и учёный кот, расположенный неподалёку от Чаплина. Барнаульцы постоянно что-то отгибают или отламывают в композиции «Лукоморье». Автор предполагает, что об усатого открывают бутылки. А металлический бедолага у «Скамейки влюблённых», которая находится на проспекте Социалистическом, напротив корпуса педакадемии, чуть ли не каждый день оказывается по колено в мусоре.

— Пихают в него упаковки от чипсов, бутылки пластиковые. Причём рядом есть урна. Но почему-то толкают в него, — разводит руками Добровольский.

Кстати, к приданию композиции окончательного вида приложили руку практически все знакомые художника. Эдуард предполагал, что барнаульцы будут рисовать что-то на скамейке, поэтому решил максимально разрисовать её сам.

— Я с таким удовольствием писанину всякую на неё наносил! Стремился, чтобы места живого не осталось. Там есть надпись «Дуня+кефир=гав». У меня собака была с такой кличкой и она очень любила кефир. А потом я звонил друзьям и предлагал оставить свои послания. Они приходили, брали болгарку и резали свои имена. Это было клёво, забавно, интересно. Но самое прикольное, что прохожие всё равно находят где-то место и царапают что-то своё. В принципе, влюблённый там ни к чему, скамейки вполне достаточно.

Неудачные проекты

Такая нелюбовь к металлическому романтику объясняется просто: Эдуард считает его своей творческой неудачей. Когда установили троицу с Чаплиным у кинотеатра «Мир», нужно было успеть за три недели подготовить «Скамейку».

— Надо было больше времени. На создание произведения уходит около месяца. Я вылился на одной работе, задор прошёл. Была усталость, надо было отдохнуть недельку, морально пережить. Но времени, к сожалению, не было. Поэтому, я считаю, он не получился. Какой-то неоднозначный, неинтересный влюблённый…

В немилости у художника и Жар-птица на пересечении улицы Молодёжной и проспекта Социалистического. По признанию автора, он не рассчитывал, что она так долго простоит. Скульптура из металла в среднем служит около 10 лет. В этом году птице как раз исполнится этот юбилей. Уже многих частей прохожие её лишили. Ежегодно Добровольский навещает творение, подкрашивает.

— Я уже предлагал администрации не реставрировать, а сделать что-то новое на этом месте. Но пока нет средств. А скоро там подкрашивать будет нечего, уже совсем всё заржавело.

Одинокий косолапый

Кроме создателя, за медведем, установленным на площади Октября, тоже никто не следит. Последний раз Добровольский придавал лоск скульптуре осенью.

В 2006 году в Барнауле была фирма, которая занималась недвижимостью. На её логотипе был изображён медведь. Хозяин фирмы обратился к мастеру и попросил воплотить животное в объёме.

— В итоге человек был доволен. Но дело в том, что он погиб, агентства тоже не стало. И теперь медведь… В принципе он никому не нужен, но мне хочется за ним присматривать, — говорит художник.

Другой уровень культуры

В июне прошлого года Эдуард Добровольский монтировал скульптурную композицию у центрального рынка в Новосибирске. За это время ни бронзовой продавщице, ни покупателю не досталось от вандалов. Только ухо пса немного погнули. Художник уверен, что это связано с другим уровнем культуры.

— В Новосибирске никому в голову не придёт портить скульптуру. Я не представляю, чтобы в Томске кто-нибудь решил что-то отломать у Чехова. Думаю, что это у нас такой народ, что-то напутано с культурой. Я люблю этот город, он красивый, замечательный. Но что бы ни сделал, практически всё рано или поздно ломают.

В ожидании

Сейчас в мастерской Добровольского стоят готовые скульптуры старушки и маленькой девочки. Этот проект создавался как реклама продуктового магазина. Бабушка с полной сумкой сыра, колбасы и хлеба указывает малышке, у которой в сумке ещё ничего нет, в сторону торговой точки. Обе ждут дня, когда художник установит их на одной из улиц города.

Также в мастерской находится макет для новосибирского пивного ресторана, расположенного на Красном проспекте. По задумке автора главный герой композиции чех Йозеф Швейк, которому несёт пенный напиток официантка.

— Заказчику всё понравилось, проект утвердили, — рассказывает художник. – Но там возникли проблемы с финансами и мы пока ждём.

Факт

Эдуард Добровольский – автор скульптуры швейцара для гостиницы «Барнаул», оформления входной арки Дворца бракосочетания, входа в «Байк бар», фасада магазина «Турина гора».

Источник: Маркер-Экспресс

Правообладателям

При копировании или скачивания материала, ссылайтесь на наш сайт.

Прокомментировать

Хостинг предоставлен компанией «tv-22.ru»