Что звукорежиссерам-новичкам нужно знать о эквализации?

Автор: | 15.08.2012

Диапазон. Голос человека состоит, в основном из гласных звуков. Они
содержат всю его энергию и силу. Диапазон частоты гласных звуков такой
же, как у вокального диапазона — от 100-200 до 1000-1500 Hz (женщины)
или 80-100 до 400-500 Hz (мужчины).
Согласные звуки содержат лишь малую часть звуковой энергии, но они
нужны для понимания смысла текста. Диапазон согласных — от 1000 до
5000 Hz, однако, для определенных голосов верхняя планка диапазона
может быть и выше.

Сама эквализация. Будьте осторожны. Даже получив желаемый результат,
стоит перепроверить его на других акустических системах, чтобы
избежать неприятных сюрпризов, а они, поверьте, очень даже возможны.
Заметим, что добавить вокалу четкости и остроты возможно не используя
эквалайзер, таким способом как, например, компрессором с высоким
соотношением, низким пороги и высоким значением атаки.
Корректируя АЧХ, обратите внимание на контекст песни. Критически важно
сотворить из сопровождения и вокала единое целое, но идеала, к
сожалению, мало у кого получается достичь с первого или второго раза.
Некоторые звукорежиссеры часто увеличивают уровень вокала с помощью
эквалайзера в диапазоне 2000-6000 Hz , чтобы усилить «эффект
присутствия». Часто нужный эффект оказывается достигнут, однако
необходимо помнить, о том, что диапазон частот формирующий «эффект
присутствия» у разных вокалистов отличается от приведённого выше. Еще
не следует забывать, что резкое усиление частот добавит тембру резкий
неприятный оттенок.
Если же вы желаете добавить вокалу глубины и теплоты, то не стоит
бросаться увеличивать НЧ-составляющую. На самом деле, стоит понизить
диапазон, соответствующий НЧ-диапазону вокала (где-то 150-500 Hz) у
аккомпанирующих инструментов, присутствующих в миксе, таких как,
допустим, синтезаторных подкладов или гитар. Это сохранит вокал чистым
и натуральным, насколько это возможно.
Стоит заметить, что не следует занижать важность аккомпанирующих
инструментов, присутствующих в миксе и бездумно изменять их
эквалайзером. Если вокал упрямо не хочет ложиться в микс, скорее всего
виновата плохая аранжировка или некачественная запись.
Эквализацией вы, конечно, поможете вокалу лечь, но нужно понимать, что
эквализация абсолютно недопустима, если все элементы микса уже хорошо
сочетаются с вокалом.