Триольный темп

Автор: | 02.01.2012

Переход в новый темп в середине произведения — довольно смелый ход. Тем не менее он часто употребляется в музыке. Чаще всего это делается через фермату, в местах без определенного темпа, после расслабляющего затишья. Однако я искал способ перейти в новый темп во время активной и ритмичной части произведения, причем желательно было сохранить плавность перехода. И мне кажется, что это у меня получилось. Точнее я нашел не способ перейти в новый темп, а нашел сам темп, в который можно перейти весьма плавно. Как показала практика, если сразу начать объяснять его суть без должной подготовки понятийной почвы, то можно с большой вероятностью столкнуться с непониманием. Поэтому, для начала, вспомним кое что из музыкальной теории и немного поразмышляем.

С первого класса музыкальной школы мы знаем, что длительности нот «размножаются делением». Одна длинная нота делится на несколько более коротких. Четвертная нота делится на две восьмые. Восьмая нота в два раза короче четвертной. Восьмыми нотами можно играть в два раза чаще, чем четвертными. В два раза быстрее. Что значит быстрее? В более высоком темпе? Да, в два раза быстрее — значит в два раза большем темпе. Значит, если увеличить темп в два раза, то четверть будет длиться столько, сколько длилась бы восьмая. Было бы забавно, если бы вместо деления нот на более мелкие, мы ускоряли бы или замедляли темп в несколько раз. Тогда все ноты были бы четвертными, но в разных темпах. Хорошо, что нам не пришлось привыкать к такому восприятию ритмов! Однако, немного пофантазировав таким образом, будет значительно легче понять то, что я хочу рассказать. Но перед этим нужно разобраться с некоторыми определениями.

Триоль — группа из трёх нот равной длительности, в сумме равная двум обычным нотам. Обратите внимание, что в данном определении триоль — это группа нот. Но как тогда назвать одну ноту из этой группы? Допустим, что дана триоль из трёх восьмых нот. Каждую восьмую ноту в отдельности я буду называть «триольная восьмая нота». Если триоль состоит из трех четвертных нот, то я буду называть каждую из них «триольной четвертной нотой».

Помните, в начале рассуждений мы делили четверть на две части? Попробуем же теперь разделить на три. Происходит это совершенно аналогично. Одна длинная нота делится на несколько более коротких. Четвертная нота делится на три триольных восьмых ноты. Триольная восьмая нота в три раза короче четвертной ноты. Триольными восьмыми нотами можно играть в три раза чаще, чем четвертными. В три раза быстрее. Что значит быстрее? В более высоком темпе? Да, в три раза быстрее — значит в три раза большем темпе. Значит, если увеличить темп в три раза, то четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

Что-то мне не нравится в этой фразе. Почему вдруг четверть длится столько, сколько триольная восьмая? Почему не триольная четверть? Вопрос: как нам изменить темп, чтобы «триольная восьмая» в этой фразе заменилось на «триольная четверть»???

Как всегда, всё очень просто. Снова возвратимся знакомому шаблону рассуждений лишь с небольшими изменениями. Триольная четвертная нота в два раза длиннее триольной восьмой. Триольными четвертными нотами можно играть в два раза реже, чем триольными восьмыми. В два раза медленнее. Что значит медленнее? В более низком темпе? Да, в два раза медленнее — значит в два раза меньшем темпе. Теперь нам ясно, как ответить на поставленный выше вопрос. Ответ: нужно уменьшить темп в 2 раза.

Теперь наша фраза звучит приятнее: четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная четверть. Между прочим, если заменить в этой фразе слово «четверть» на название любой другой длительности, фраза останется верной! Попробуем это сделать:

Четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная четверть.

Восьмая будет длиться столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

Шестнадцатая будет длиться столько, сколько длилась бы триольная шестнадцатая.

Да это же закономерность! Вот как это записать в общем виде:

Обычная нота будет длиться столько, сколько длилась бы одноименная триольная нота.

Вспомним, что мы для этого сделали?

1. Сначала был увеличен темп в 3 раза, чтобы четверть длилась столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

2. Затем был уменьшен темп в 2 раза, чтобы четверть длилась столько, сколько длилась бы триольная четверть.

Умножить на три, разделить на два. То есть умножить на полтора! Наконец, мы можем перейти к главному определению:

Триольный темп — это такой темп, при переходе в который любая обычная нота станет длиться столько, сколько длилась бы в исходном темпе одноименная триольная нота. Триольный темп всегда в полтора раза больше исходного.

ПРИМЕР ПЕРЕХОДА В ТРИОЛЬНЫЙ ТЕМП
Изображение

На рисунке приведен простейший пример перехода в триольный темп. Исходный темп равен 120 четвертям в минуту. Вычислим триольный (по отношению к исходному) темп:

ТРИОЛЬНЫЙ ТЕМП = ИСХОДНЫЙ ТЕМП * 1.5 = 120 * 1.5 = 180 четвертей/минуту.

Первые условные два такта обычных четвертей показывают, что произведение идёт в своём обычном темпе, обычном ритме. Далее, в ритмическом рисунке появляются триоли. Так продолжается два такта. Прямоугольниками очерчены группы по 4 триоли. Тем самым показано, что этот ритмический рисунок можно воспринимать двояко:

1. В первом случае это просто два такта триолей в исходном темпе, которые без каких либо нестыковок вписываются в привычное восприятие музыки слушателем.

2. С другой стороны, это три такта четвертей в триольном темпе!

Эта двойственность является как бы мостом между двумя темпами, и обеспечивает плавный переход! Далее, 5 и 6 такты условно показывают, что мы изменяем темп на триольный и произведение продолжается в нём. Обратный переход в исходный темп осуществляется в обратном порядке с использованием той же двойственности.

В заключении, предлагаю послушать аудиопример — небольшую композицию, которую я написал для демонстрации перехода в триольный темп. На мой взгляд, переход напоминает шаг, переходящий в бег.
[audio:https://tv-22.ru/wp-content/uploads/2012/01/ttdemo.mp3]

Автор: eldar, CjClub.Ru