Искусство лаковой миниатюры Федоскино на папье-маше как средство приобщения к традиционной народной культуре в общеобразовательных учреждениях

Автор: | 24.10.2013

® Тетерина Снежанна

Целостность развития ребёнка складывается из единства принципа программного общеобразовательного процесса на всех этапах школьного и дошкольного образования. Последовательная реализация педагогического процесса имеет последовательный характер, тем самым моделируя образ современного ученика.
Именно в школьные годы формируются общечеловеческие ценности и понятия, как гуманизм, доброта, справедливость, любовь к родине, сострадания к окружающим. Нравственный потенциал школьника кроется в осмыслении смысла жизни, определения целей, проявляется чувство гордости за свою нацию, в том числе через историю народных промыслов.
К сожалению, культурное развитие современного подрастающего поколения в наше время не находит должного понимания, из-за нетвёрдой опоры знаний к традициям нашего народа. Телевидение, радио, Интернет направлены на развлечение, рекламу, отдых и не обеспечивает художественно — эстетическое развитие ребёнка. Нужен поиск оптимальных и эффективных путей решения в образовательном процессе.
Когда ученик познаёт традиции своего народа не только через теорию, но и применяет эти знания на практике, развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной культуры, к истории родного края, уважению своей родины.
А когда он, закрепляя свои навыки, участвует в выставках, показывает свои работы окружающим, неся полученные знания в массы, формируется авторитет к традициям русской народной культуры среди сверстников.
Одной из популярных старинных техник в декоративно-прикладном искусстве – лаковая миниатюра на папье-маше. Папье-маше — материал тонкий и лёгкий. Бумажные изделия из папье-маше были известны в России ещё с конца XVIII в.. В Палехе, Холуе, Федоскино, из него до сих пор делают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Одни из древнейших центров в России лаковой миниатюры это — Мстера, Холуй, Федоскино, Палех. К востоку в 65 км от города Иванова на берегах реки Палешки, среди холмов, покрытый лиственными лесами расположился Палех. Тонкое и своеобразное искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя принципы древнерусской живописи и народного творчества.
В живописи Федоскина мастера используют масляные краски, а в Мстёрской, Холуйской и Палехской — яичная темпера.
В XVII в. в Палехе мастерами был организован центр русского иконописания, где они широко торговали иконами.
Немного истории о папье-маше для лаковой миниатюры: папье-маше зародилось в Китае ещё в начале новой эры, эта техника стала популярной во многих странах мира. В XVI в. во Франции мастера оценили пластичный материал бумаги, что с перевода на русский язык, папье-маше означает «жеваная бумага». Выполняли архитектурную лепнину, игрушки, шкатулки, маски, мебель, табакерки, куклы. Парой готовые изделия сложно отличить от изделий из дерева, металла. Имитированные чеканки, резьба по металлу, светильники настолько похожи на своих обычных собратьев, что позднее в Японии XVIII в. папье-маше приобрела всеобщую популярность. Они украшали храмы, свои жилища исключительно легкими и искусно сделанными фигурками из бумаги.
В XVIII-XIX вв.. в Европе увидели привезенные изделия из Персии, Китая и Японии, которые уже набрали достаточную популярность. Европейские предприниматели и народные мастера подхватили новомодное ремесло и вскоре стали сами изготавливать предметы по этой технологии. Один из известных английских мастеров, который лакировал предметы из папье-маше, по Японской технологии был Джон Баскервиль. Вскоре его помощник Генри Клей, выявил новую технологию изготовления папье-маше путём склеивания бумаги под воздействия тепла. Изделия, выполненные в этой технике, были очень прочные, как дерево. Из этого материала можно было делать красивую, разнообразную и даже не похожую друг на друга мебель.
В XIX в. папье-маше распространилось по всему миру. Из него изготавливали куклы, подсвечники, рамы для зеркал, подносы, шкатулки, архитектурную лепнину, декоративные стеновые панели, кровати, клавесины, двери карет, скульптуры, стулья, и другое. Готовые изделия украшали золотом, драгоценными камнями, расписывали красками.
В России ещё при Петре I оценили превосходство пластичного материала. Крепостные с удовольствием мастерили портмоне, очечники, копилки, запонки, пеналы для перьев, стаканы для сигар, шпилек, папирос, булавок.
Позже, московский купец Петр Иванович Коробов, в 1795 г. недалеко от Москвы основал первую фабрику в селе Даниловка, где уже в промышленных масштабах изготавливались украшения, предметы обихода. Петр Иванович пригласил немецких мастеров к себе, предварительно изучив технологию изготовления папье-маше и лаков в Брауншвейте. В работу были привлечены лучшие живописцы. Художники расписывали изделия масляными красками в 2-3 слоя.
В реалистичной живописи федоскинская миниатюра трёхслойное письмо, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, «как живые», в сюжетных сценах и пейзаже чувствуется «воздушность».
Федоскинцы писали на папье-маше коробочках и пластинках маслеными красками в основном миниатюрные копии с известных картин: традиционные русские чаепития, катания на тройках. Их работы были весьма реалистичны, и прелесть заключалась в том, что они использовали настоящий перламутр и сусальное золото, а после покрывали лаком.
В 1960-е годы фабрика Коробова объединилась с совсем молодой, построенной недалеко от Даниловки фабрикой, основателями которой являлись братья Вишняковы. Слитые воедино капиталы братьев Вишняковых и Коробова получили название «Федоскинская артель».
Зарождается новый подход к декоративным федоскинским изделиям. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особо уделяется внимание назначению предметов, форме, сюжету.
К сожалению, в Алтайском крае немногие мастера решили работать в технике «Федоскино». Хотя многогранность, детализация картин в лаковой миниатюре раскрывают новое художественное видение, потенциал мастера. Накопленные более двух веков федоскинские знания направлены на терпение, усидчивость, развития личности, сохранение русских традиций.
Итак, я считаю, что приобщение учащихся в общеобразовательных учреждениях лаковой миниатюры на папье-маше Федоскино в Алтайском крае станет новым витком развития нашей национальной культуры.

Источник литературы:
1. «Поделки из папье-маше», С.Ю. Ращупкина, Москва, 2012г.
2. «Кукла из папье-маше», Н. Лопусова-Томская, серия «Секреты кукольного мастерства», Москва, 2007г.
3. «Поделки из папье-маше», Е.П. Иванова, Харьков, Белгород, 2011 г.
4. «Папье-маше: Самая полная энциклопедия», С.С. Родионова, Москва, 2010 г.
5. «Кладовая радости» Анатолий Рогов, Москва, 1982 г.