Построение басовой партии

Автор: | 07.11.2013

Существует множество музыкальных направлений и, не смотря на то, что басовые партии могут быть совсем не похожими друг на друга, суть у них одна и та же. Она заключается в создании гармонической основы композиции. Постепенно, по мере появления и развития различных стилей музыки, для каждого появились свои шаблоны построения басовых партий. В их основе одни и те же принципы, которые верны практически для всей популярной музыки.
Бас неразрывно связан с аккордами и тональностью. Возьмем аккорд До мажор. Он состоит из трех нот: До, Ми и Соль. Нота До называется основным тоном, Ми — терцией, а Соль – квинтой. Основной тон – самый низкий звук аккорда, дающий ему название. Простейшую басовую партию можно построить, играя основные тона аккордов. Этот метод, конечно, не особо изобретателен, но работает он всегда. Такие партии можно встретить в любой музыке, но особенно широкое распространение они получили в «тяжелых» направлениях. Ровно играющий основные тона бас, создает надежный ритмический и гармонический каркас песни. Так же очень часто чередуется основной тон и квинта. Песен с таким басом огромное количество. Это распространено в рок-н-ролле, блюзе, кантри и во многих других стилях. При использовании в басу других аккордовых звуков получаются обращения аккордов. Они меняют характер звучания и создают движение в нижнем голосе, бас перестает быть статичным, как если просто играть основные тона. Встречаются басовые партии и с неаккордовыми звуками. В таком случае на сильные доли обычно играются ноты, входящие в аккорд, а на слабые доли могут играться различные диатонические и хроматические заполнения. Такой стиль игры называется «шагающий бас», очень распространен в джазе и блюзе. Так же во многих композициях используются риффы. Рифф – это короткая и повторяющаяся мелодическая фраза. Некоторые песни от начала до конца построены на одном или нескольких риффах, а в некоторых это лишь эпизодичное явление.
В одной композиции могут быть использованы любые методы построения басовых партий, нет никаких ограничений, главное, что бы все звучало органично. К месту примененные обращения, диатонические и хроматические проходы, риффы будут звучать потрясающе. Подбирайте на слух понравившиеся песни, играйте гаммы и уделите внимание блюзу (это основа для многих стилей и отличное поле для развития импровизационных навыков) и в конечном итоге Вы научитесь писать качественные бас-партии в любом стиле.

Для «Творческой мастерской»
© Константин Сергевнин