УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОКАЛА

Упражнение 1 — вдох
Становись к стенке спиной. Запомни фразу: «Не кулаком в живот, а животом — в кулак». Кулак подносится к животу, во время вдоха нужно животом ударить в кулак. На вдохе — живот вперед. Не надо сильно напрягаться. Я предпочитаю «взрывное» дыхание, чтобы при вдохе диафрагма ударила по энергоемким органам — печени и почкам. Но переусилие здесь ни к чему, надо спокойно делать.

Вдыхаем носом. Почему нужно дышать носом? Потому что дышать ртом — это экстремальное дыхание, которое иногда подходит на лыжне, например. Здесь этого не нужно. Хотя, есть отдельные моменты, когда требуется и ртом воздух хапнуть. Но, когда вдыхаешь ртом, слизистая оболочка моментально сохнет, воздух с пылью, не фильтрованный. Все это идет через связки. А нос — это уникальный фильтр, он же согревает. Из носа воздух приходит уже нормальной температуры.

Вдохни и задержи (живот надут). Вот это техника вдоха. Вокал — это сплошной позитив, не надо напрягаться.

Упражнение 2 — выдох
На выдохе поставь перед ртом палец и дуй, струйка будет рыхлая. Что происходит с животом? Живот оставляешь на месте (надутым, выставленным вперед) и выдыхаешь медленно воздух.

Когда делаешь первоначально упражнения не надо доводить до того, что глаза идут кругом. Может и потемнеть в глазах, если переусердствовать. Поэтому, длительность упражнения на дыхание — 1-1,5 минуты, не больше.

Цикл вдох-выдох закончился, диафрагма у тебя держится, ты животом ее держишь. И образно представляешь себе, что здесь (внутри тебя) столб воздуха. Как представить? Только за счет воображения. У вокалист должно быть очень развитое воображение. Поэтому развивайте воображение.

Упражнение 3 — звук Н
Теперь на выдохе издаем звук «н» (живот держим вперед). Губы разомкнуты, язык чуть касается зубов. Не делайте переусилие (излишнее напряжение). Звук должен исходить спокойно. Делаем по чуть-чуть и незаметно вы увидите, что выдох может длиться до 45 секунд. Первоначально выдыхаем где-то 8 секунд. Потом не замечаешь, как увеличивается до 15 сек. и т.д.

Упражнение 4 — мычание
Зубы разомкнуты, губы чуть-чуть касаются друг друга. Показатель правильности — это щекотка на губах. Напоминает мычание коровы. Живот всегда на выдохе вперед, всё делаем животом. Это упражнение надо делать лежа на полу, на ковре. На живот кладем груз — несколько толстых книжек или утюг, например. Во время вдоха у тебя поднимается груз, во время выдоха груз остается на месте. Цикл вдох-выдох закончился — опускаем грудь и живот. Потом опять: вдох (живот надуть, груз поднялся), выдох (живот остается надутым, груз на месте). Это так называемое диафрагмальное дыхание.

Задача на выдохе — держать живот. Все остальное на автомате происходит.

Упражнения на дыхание достаточно просты. Дыхание ставится быстро. Все усложнения, которые я встречал, для профессионалов, вплоть до спортивных достижений, думаю, вокалисту на данном этапе не нужны.

Когда тебе сложно, ты начинаешь переусердствовать с упражнениями. В вокале усилие должно соответствовать подаче звука. Ты можешь сильнее подавать звук, но усилий мало. Это не есть хорошо. Или наоборот, усилие на живот большое, а звук слабый.

Упражнение 5 — звук М
Тянем звук «мммммм». Зубы разомкнуты, губы чуть касаются друг друга, щекотка на губах.
Воображение включаешь, тело звука идет буквой Г. Если в академическом вокале, при провале гортани звук пойдет в голову, по прямой, то у нас звук идет вперед.
На два передних зуба. Почувствую в груди звук. Долго не надо. В воображении рисуем в груди котел, он гудит и сверкает. Есть такое выражение, что вокал — это гудение внутри, резонатор.

Главное, не стараться слышимость звука создавать. Если кажется, что звук слабый, не надо его искусственно (специально) усиливать. Нужно чувствовать щекотку на губах. Звук достигает резонанса и становится объемным.

Если есть пианино — задаем ноту и на этой тональности тянем «мммм». Дальше — следующую ноту и так далее. Такие вещи нужно оттренировать первоначально в небольшом диапазоне. В данном случае на звуке «м» нарабатывается купол нёба.

Если кончиком языка коснешься верхушки нёба, язык уберешь, у тебя память прикосновения осталась. Так вот, звук направляется в верхнюю точку нёба, которая называется опорой звука, или фокус. Что вызывает? Вызывает резонанс, на музыкальном языке — маска. В воображении у тебя могут быть различные ассоциации, я например, физиологически ощущаю давление на верхушке нёба. Звук упирается в нёбо, дальше выходит через губы (их не надо смыкать, они чуть-чуть касаются).

Упражнение 6 — звук О
Для того, чтобы произвести звук О надо просто выкрикнуть и почувствовать его на верхушке нёба.
Наше направление вокала — это вокал в разговорной позиции (как говоришь, так и поешь). Опираемся на фокус звука. Ощущение может прийти не сразу. Задействуется резонанс в груди и на нёбе. Если появляется головная боль — отдышаться надо. Постепенно привыкается.

Обрати внимание на артикуляцию звуков О и У. У произносят как О, или же в У сидит О. Как я детям объясняю: вот колечко — это О, на него шарик натягивают и сужают (на звуке получается, что начинаешь петь О, оно постепенно превращается в У). Не нужно нижней губой закрывать нижние зубы, т.к. это тоже резонатор. И не нужно собаку изображать. Нужно делать упражнение перед зеркалом, чтобы были видны краешки нижних зубов. Особенно на первых порах нужно артикуляцию помнить. Рожи не корчим, делаем естественную артикуляцию.

Голосовой порог и диапазон. Пробуем разные диапазоны, фальцет, низы, чтобы понять свой голосовой порог (возможности голоса). На верхах получается свисток, полезно иногда «попискивать». В гортани высоки звуки располагаются дальше (глубже), а низкие — близко. Иногда используют спекуляцию низами (искусственно занижают голос), хотя нужно петь своими естественными низами. Не надо усложнять, надо стремиться к простоте.

Нужно кучу позиций (гортани) в уме держать, это всегда сложно. Если с педагогом занимаешься, идет много замечаний, это нормально. Постепенно проблемы уходят. Если сейчас что-то не получается, ничего страшного, оно получится в любом случае. А постепенно резонаторы развиваются. Главное, никогда не стремись быть похожим на кото-то. У тебя свой голос, в нем много прелестей.

Первоначально не гонитесь за попаданием в так называемые ноты. Главное, стремитесь к тому, чтобы звук ровный был: одна ниточка. Одна вокальная школа не годится, с точки зрения педагога. Я их массу прочитал. Я беру по моим понятиям хорошие техники: у Тима Боджекта взял слайды и другие интересные моменты. И с каждым учеником начинаешь проверять, смотреть, что ему подходит. Поэтому ни из чего не нужно делать догму, даже из того, что я говорю. Ты все равно пропускаешь через свой критический ум. Самое плохое, это когда мои указания воспринимаются как нечто истинное и только так. Нет, каждый сам варьирует и смотрит, что ему лучше. Каждый сам изобретает свою школу вокала.

Правообладателям

При копировании или скачивания материала, ссылайтесь на наш сайт.

Прокомментировать

Хостинг предоставлен компанией «tv-22.ru»