Конкурс юных чтецов «Живая классика» набирает обороты. Победители школьных отборочных туров в марте участвуют в окружных турах

Автор: | 15.03.2013

Восхождение

Западный округ города Москвы представил на этот тур 80 участников. Праздник проходил в Центральной библиотеке № 239 . Ребята собрались здесь чтобы рассказать, показать, доказать, что такое живая классика для них.
Конкурсанты держатся на сцене уверенно, хотя понятно, волнуются. Кто-то теребит листок с текстом в руках перед выступлением, но потом концентрируется и показывает «класс», кто-то от переизбытка эмоций после выступления бежит обнимать сверстников и преподавателя.
Открывает конкурс Попов Даниил из школы № 1007. Отрывок из настоящего мальчишеского произведения Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна» задает тон всему конкурсу. У Дани идеально поставлена речь, он рассказывает сдержанно, но с очень точными жестами, мимикой, эмоциями. После такого выступления хочется проявить себя не хуже и показать самые яркие грани своего таланта. И у ребят это получается. Радует выступлением Черкес Елена из гимназии № 1306. Она читает сложный рассказ А. К. Толстого «Артемий Семенович Бервенковский». Известно, что в свой час десятиклассники ломали голову над анализом этого текста в финале Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Произведение полно символов и намеков. Здесь высмеивается нигилизм и любовь к модернизации всего, что тебя окружает. Лена старается как можно лучше понять и передать многослойный текст, и многое у нее получается. Габдульменева Вероника из школы №1004 устраивает целое шоу из любимого многими рассказа Зощенко «Аристократка»: смешно и «аристократично» поедает пирожные в театре, живо изображает ужас сантехника, который за эти пирожные будет платить.
Выбранный ребятами репертуар показывает, что любимый прозаик у этих детей — Антон Павлович Чехов. Хотя, условиями конкурса изначально оговорено, что произведение должно быть вне школьной программы. «А мы и не берем из школьной!, — говорят ребята, — в школе мы проходим лишь несколько его произведений, а ведь у Чехова много других ярких рассказов, из которых каждый может выбрать что-то близкое для себя».
Видимо, слово «классика» все-таки гипнотизирует. Да и тексты ребята выбирали для них доступные. Вот ученица школы №1238 Таня Вершигора читает рассказ «Размазня» про гувернантку, которая не может постоять за себя и покорно позволяет хозяину ее обобрать. Девочка держится скромно, и одежда у нее соответствующая: строгие блузка с юбкой. Сама Таня, конечно же, не «размазня», она просто в образе. Но веришь ее «бесхребетности» в роли гувернантки безоговорочно. Равно как и жесткости хозяина дома, когда Таня читает его реплики.
Ненароков Володя из гимназии №1542 прочел «Шило в мешке» Антона Павловича, рассказ про пьющего и гулящего чиновника. «Такой выбор удивил жюри еще на школьном этапе. Текст пришлось даже немного отредактировать, потому что произведение взрослое», — рассказывает библиотекарь гимназии Анастасия Михайловна Наумова. Но такой Володя: по вечерам семейное чтение в доме норма, так что рассказ «Шило в мешке» мальчику запомнился и полюбился. Видно, что Володя тонко чувствует чеховские юмор и иронию и правильно передает интонации и смысл.
Наравне с Чеховым популярны произведения Зощенко и Экзюпери. Не обошлось и без современных авторов, новых детских классиков. Ребята читают таинственные отрывки из книг писательницы Тамары Крюковой и стилизованный под деревенскую прозу рассказ Владимира Соколовского «Старик Мазунин». По-прежнему читаемы и любимы произведения Носова и Драгунского.
На стартовых школьных турах явно звучал, вопрос могут ли дети самостоятельно выбирать отрывок или «любимое произведение» для них подбирают учителя. На окружном туре таких вопросов не возникает. Зато сразу видно, как важна помощь и поддержка взрослых в подготовке конкурсанта. Уровень их подготовки виден сразу. Не бывает, чтобы из учеников одной школы кто-то читал текст по книге, а второй наизусть, или чтобы один активно жестикулировал, а другой выступал сдержанно. Например, Копылова Яна, Рейана Бабаева и Миша Кузнецов из школы № 1000 читают очень экспрессивно. Где-то сильно повышают голос, где-то почти шепчут, активно жестикулируют. Тексты разные: у Яны сказка Евгения Пермяка про пропавшие нитки, у Рейаны рассказ Льва Кассиля о войне, у Миши – отрывок из книги Улицкой «Зеленый шатер» … Но читают ребята в чем-то схожей манере. Видна работа одного наставника, педагога или библиотекаря, который заботился об успехе подопечных.
Конкурс юных чтецов «Живая классика» набирает обороты. Победители школьных отборочных туров в марте участвуют в окружных турах А в школе № 1238 (и это тоже видно сразу) серьезно подошли не только к качеству рассказа, но и к воплощению образа. Строгую одежду Тани Вершигоры дополнял блокнот с записями. Таня была скромной гувернанткой, а ее сверстница Ирина Бондаренко стала воплощением героини рассказа Степана Писахова «Модница». Героиня этого произведения изо всех сил старается догнать моду. Получается в итоге не модно, а смешно. Вот и на Ире надеты зеленые крупные серьги, шляпа с широкими полями, чересчур блестящая юбка, разные носки. Наряд помогает передать смехотворное положение героини.
Важна для конкурсантов и поддержка наставников в зале. Некоторым ребятам необходимо смотреть на преподавателя во время выступления и видеть его одобрительную улыбку. Сами преподаватели неохотно признаются в помощи конкурсантам. Например, Анастасии Михайловна Наумова говорит, что помогла ученикам лишь в поиске нужных жестов. В выступлении Марии Песни этот жест – поклон-плие в конце выступления. Маша замечательно читает отрывок из произведения А. Бруштейн «Дорога уходит вдаль», но именно этот театрально-танцевальный поклон становится особым штрихом в выступлении и изящно его завершает.
Конкурс юных чтецов «Живая классика» набирает обороты. Победители школьных отборочных туров в марте участвуют в окружных турах Впрочем, что, собственно, плохого в поддержке учителя? Более того, «Живая классика» — это зеркало, куда школьной библиотеке, да и самой школе тоже полезно взглянуть. Конкурс — улица с двухсторонним движением. Для педагогов и библиотекарей он не только дополнительный труд, а реальная возможность увидеть, что не так в их книжном «царстве». Конкурс помогает им реально оценить, как меняются нынешние подростки, помочь успешнее сотрудничать с ними. Ведь первично здесь все таки желание ребенка, что не часто встречается сегодня в школе. Итого, здесь еще одна ступенька на пути к взаимопониманию.
Результаты этого совместного творчества заставляют радоваться и сопереживать жюри и зрителей. Победителями стали Хазиахметов Артур (гимназия № 1543) с произведением Константина Паустовского «Струна», Козлова Дарья (школа № 712) с отрывком из книги Любови Воронковой «Девочка из города», Тарасова Анна (центра образования №1364) с рассказом Леонида Андреева «Кусака». Теперь их ждет долгая подготовка к 23 апреля, когда состоится городской тур «Живой классики». Жюри будет еще сложнее, ведь выбирать трудно. Конкурс убедительно доказывает, что в стране много талантливых детей.

© Мареева Екатерина

Конкурс юных чтецов «Живая классика» набирает обороты. Победители школьных отборочных туров в марте участвуют в окружных турах: 1 комментарий

Обсуждение закрыто.